Изначально пиво было «здоровым» напитком. До появления централизованных водопроводов и развития санитарии и гигиены сброженные напитки были единственным, что можно было смело пить, не опасаясь подцепить какую-нибудь заразу. К тому же оно было питательным.
Сегодня пиво уже не считается здоровым напитком, и во многих странах (в том числе и в России) законодательно запрещено использовать в рекламе какие-либо указания на пользу для здоровья.
Однако в истории современного пивоварения было много попыток создать полезное для здоровья пиво. О них рассказывает журнал October.
Хотя Guinness не задумывался как здоровое пиво, в 1929 году ирландская пивоварня начала использовать рекламный слоган: «Guinness полезен для вас». В рекламе точно не указывалось, чем именно полезен – слоган основывался скорее на уже сложившихся у потребителей представлениях. Действительно, Guinness содержит больше фолатов (витамина B9), чем другое пиво, что, вероятно, объясняет другой известный слоган – «Guinness для силы». Говорят, что в Ирландии молодым мамам в роддомах ежедневно давали по бутылке Guinness – для улучшения лактации, но почти любое пиво стимулирует лактацию. Хотя сегодня компания признаёт, что у их напитка нет полезных для здоровья эффектов, он, однако, остаётся намного менее калорийным, чем принято считать – всего 125 калорий на 330 мл.
Витамины открыли в 1912 году. Конечно, американцы тут же начали пихать их во всё подряд. Не стало икслючением и пиво. Schlitz в 1935 году стал первым пивом, которое выпустили в банке, а годом позже они представили самое интересное расширение линейки. Учёный из университета штата Висконсин недавно открыл, что ультрафиолетовые лучи могут увеличить содержание витамина D в пище. Пиво Sunshine Vitamin D вышло на рынок в 1936 году, хотя и не без противоречий. Биохимик Гарри Стенбок изначально выступал против использования его патента для такого неоднозначного продукта, но позже сдался и заявил, что, возможно, он будет чем-то полезён, и определённо не нанесёт вреда. Реклама дерзко заявляла: «Чтобы поддержать здоровье на летней высоте, чтобы сопротивляться зимним простудам и болезням – пейте Schlitz с витамином D». Было ли пиво действительно полезным? Кто знает. Продукт сняли с производства в 1938 году из-за низкой популярности.
Gatorade был первым спортивным напитком, созданным учёными университета Флориды в 1965 году по заказу их футбольной команды Gator. После того как он, возможно, помог команде выиграть в 1967 году кубок Orange Bowl, остальной мир тоже потребовал Gatorade. Как и всё, что можно пить, люди немедленно стали его использовать в качестве ингредиента для коктейлей. Этим трендом в 1969 году решила воспользоваться Pittsburgh Brewing Company. Они выпустили Hop’n Gator, который позиционировался как лагер с лимоном и лаймом, но по сути это было всего лишь сочетание Гаторейда и шенди. Рецепт напитка создал Роберт Кейд, глава флоридской команды учёных. Провалился Hop’n Gator почти сразу – продажи были плохими, ничью жажду он не утолял, несмотря на слоган «Утоляет жажду, как жидкая молния». Его перестали выпускать в 1975 году, на короткое время возобновив производство в 2004-м.
Хотя хитровыдуманные «здоровое» пиво – больше американский феномен, один из самых интересных образцов этого жанра выпустили в Индии. Bio Beer создал доктор альтернативной медицины Б Сринивас Амарнат. В него добавили «био-концентраты», такие как алое вера и индийский женьшень, благодаря чему, по заявлению пивоварни, пиво не вредило печени и не вызывало язву. К тому же это один из самых крепких сортов «здорового» пива: в суперкрепкой версии было 8% алкоголя.
Техасская пивоваренная компания Stampede выпустила напиток, который, по их заявлению, стал первым одобренным властями пивом с добавлением витаминов. Рецепт незадолго до смерти составил легендарный создатель лёгкого пива доктор Джозеф Овадес. Слоган пива звучал так: «Будь умным. Пей по-умному». Они привлекли в качестве лица бренда затухавшую тогда звезду Джессику Симпсон и выпускали мизогинную рекламу. Так почему же бренд провалился? Вскоре все узнали, что в пиво было добавлено лишь немного больше витаминов группы B, чем содержится в обычном лагере – и примерно столько же, сколько в безалкогольном напитке Vitamin Water. Так что скоро оно исчезло с рынка. Джессика Симпсон однажды сказала: «Да, я тренируюсь и забочусь о себе. Но иногда я люблю выпить холодного пива». Мудрые слова.
Возможно, самое низкокалорийное пиво из всех когда-либо выпущенных. Этот безглютеновый «лагерный эль» (очевидный парадокс) выпустила канадская компания Vampt Beverage. Якобы насыщенный витаминами, антиоксидантами, «проприетарным» протеином и электролитами (вследствие повышенного содержания солей), он продвигался как напиток, помогающий восстановить тело после тяжёлой тренировки. Lean Machine продавался в узких баночках, как Red Bull, и выпускался с несколькими вкусами – например, Lemon Ale Hefeweizen. Самое смешное, что в «пиве» было всего лишь 0,5% алкоголя – достаточно мало, чтобы во многих странах оно считалось безалкогольным. Со временем люди, должно быть, поняли, что в любом пиве есть электролиты – и при этом оно содержит алкоголь. Сегодня этот продукт перестали выпускать, и кто-то уже занял их старый домен.
Сотрудники бостонской компании - производителя медицинских устройств любили после теннисного матча пропустить по паре пива. Так они решили выпустить первое в мире протеиновое пиво. Оставив работу, они сварили первые партии пива на пивоварне Von Trapp в Вермонте. «Ультрапремиальный гидролизат сывороточного протеина» добавили в два первых сорта – венский лагер и лёгкое пиво. Хотя первоначально пиво привлекло большое внимание прессы, и в Бостоне всё было распродано в первые же сутки, со временем пивоварня переключилась на более традиционные «нездоровые» сорта. Сегодня они, как и все остальные, продают NEIPA.
Самый успешный из «здоровых» сортов пива (чёрт возьми, да это вообще один из самых успешных в мире сортов пива) — это самый низкокалорийный из низкокалорийных сортов (всего 95 калорий на порцию). Michelob Ultra был выпущен в разгар увлечения диетой Аткинса и низкоуглеводными продуктами, а в его рекламе всегда использовалась фитнес-тематика – бегуны, велосипедисты, шесть кубиков пресса и всякое такое. Они даже спонсируют триатлоны! Их амбассадором одно время был Лэнс Армстронг! Хотя большинство потребителей признают, что на вкус оно как вода, и что нужно ведро этой 4,2-градусной жидкости, чтобы напиться, — его популярность взлетела так высоко, как мало каким из массовых сортов удалось в современную эру крафтового пива. Даже когда продажи других брендов Anheuser-Busch InBev снижаются, Ultra за последние три года прибавил целых 27%. Теперь им остаётся только придумать, как добавить туда витаминов.
Автор публикации: