Венгрия, не самая богатая страна с коммунистическим прошлым и без славных на весь мир пивоваренных традиций, благодаря упрощению регулирования и снижению акцизов смогла начать крафтовую революцию и стать яркой точкой на пивной карте Европы.
В Венгрии для расчёта ставки акциза на пиво используется содержание алкоголя в процентах. 1 процент алкоголя на 1 гектолитр «стоит» 1620 форинтов. Малые пивоварни используют сниженную вдвое ставку. Для примера возьмём пиво крепостью 4,5%.
Малые пивоварни – до 80 тыс. декалитров в год |
8,27 руб. |
Крупные пивоварни |
16,54 руб. |
В определённый период Венгрия стабильно повышала ставку акциза – с 2004-го (момента вступления в ЕС) по 2010 год ставка выросла в полтора раза. Это естественным образом сказалось на числе пивоваренных предприятий. Если на волне декоммунизации и приватизации число пивоварен к 1995 году достигло максимума — 140 предприятий, то к 2013-му оно сократилось до минимума – 50.
Но в 2012 году было решено изменить систему налогообложения (вместо градусов Плато стали использовать проценты алкоголя) и замедлить темпы роста акцизов. Также для новых пивоварен упростили регистрацию и приобретение оборудования. Заодно и был повышен лимит на домашнее производство пива для собственного потребления – до 1000 литров в год. Это положило начало венгерской крафтовой революции. Число пивоваренных предприятий начало восстанавливаться: в 2015 году их стало уже 62. Появилось множество новых крафтовых и контрактных пивоварен.
Но основной объём пива – примерно 95% — в стране выпускают три транснациональные компании: Borsodi (принадлежит Molson Coors), Dreher (принадлежит Asahi) и HEINEKEN. Ещё около 4% рынка занимает Pécs, а на долю малых, крафтовых производителей пока приходится меньше процента. Однако такие пивоварни, как MONYO, Mad Scientist, Róth, Brew Your Mind, привлекают всё больше внимания в Европе. Этому способствуют, в том числе, и низкие цены на пиво.
Автор публикации: