Как пишет New York Times, пост Bernard в соцсети, высмеивающий движение #MeToo, навлёк на пивоварню массовую критику и поднял проблему сексизма в некогда коммунистической Чехии.
Изображение беззубой старухи (точнее, Георгия Милляра в роли Бабы Яги) с хэштегом #MeToo, надписью «Мир сошёл с ума, держитесь» и логотипом Bernard появился ещё в декабре.
Хэштег #MeToo (#ЯТоже) распространился в соцсетях в ответ на скандал с обвинениями кинопродюсера Харви Вайнштейна. Миллионы людей, в том числе и многие знаменитости, использовали этот тег, чтобы рассказать о своём опыте столкновения с сексуальным насилием или домогательствами.
Пост Bernard собрал более 10 тысяч противоречивых реакций. Одни комментаторы назвали его сексистским и пренебрежительным по отношению к глобальному движению, которое активизировали жертвы сексуального насилия. Пользователи соцсетей подчеркнули, что этот пост — вполне в тренде прошлых рекламных кампаний Bernard и чешского общества в целом.
Чешская неправительственная группа Nesehnuti ежегодно проводит голосование и выбирает «Сексистского поросёнка» — самую сексистскую рекламу года. По словам представительницы группы Петры Гавликовой, Bernard регулярно входит в число номинантов.
Владелец пивоварни Станислав Бернард выступил в защиту своей рекламы и назвал #MeToo патологической кампанией, граничащей с истерией.
— У #MeToo большая проблема. Кампания игнорирует презумпцию невиновности. Это напоминает коммунистическую эру. Если мы так продолжим, мы можем оказаться в ситуации, когда парень будет бояться пригласить девушку на кофе и сказать ей, что она красива.
Но пост нашёл и поддержку. Комментарий с самым большим числом лайков написан женщиной, которая оценила юмор Bernard. «Конечно, я тоже сталкивалась с сексуальными домогательствами, но я сразу же выясняла этот вопрос с другой стороной», — пишет пользовательница.
Пивоварня ответила на некоторые комментарии к посту, поясняя, что они поддерживают «настоящих» жертв, но полагают, что причины, по которым женщины участвуют в #MeToo, могут быть различными.
— Даже если обвинение не мотивировано, оно может разрушить жизнь человека. Вот почему нам не нравится эта кампания, и мы решили выступать против неё, — пишет представитель пивоварни.
Как говорит Петра Гавликова, пивоварню критиковали и за более провокационные рекламы. Прошлой весной Bernard использовала изображения полуодетых женщин для представления разных видов пива, а затем выпустила «феминистскую версию» рекламы, где лица женщин были заменены на лицо Бернарда.
Эта кампания заняла второе место в «Сексистском поросёнке» 2017 года. Победила реклама радиостанции, изображающая женщину, опирающуюся полуобнажённой грудью на офисный стол, и стоящего сзади мужчину, со слоганом: «Путь к успеху не обязательно должен быть сложным, вы же понимаете».
Такая реклама напоминает многим чехам о 1990 годах, когда после падения коммунизма начался расцвет рекламы с сексуальным подтекстом. В стране (впрочем, как и в России) сложилась специфическая ситуация.
— Женщины довольно эмансипированы с точки зрения экономики: работать для чешки – это нормально. Однако уход за детьми и домашнее хозяйство — это тоже ответственность женщины, вдобавок к тому, что она делает на работе, — объясняет представительница пражской организации Gender Studies Гелена Скалова.
Опрос Eurobarometer в 2017 году установил: больше трёх четвертей жителей Чехии считают, что самая важная роль женщины – забота о доме и семье. При этом в Чехии — второй по величине в Европе разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами.
— Средняя чешка ничего не знает о феминизме. Она не понимает, какие последствия может иметь толерантность к подобной рекламе. Она не видит и не понимает ограничений, которые это накладывает в других сферах жизни – например, в равенстве условий труда, — продолжает Скалова.
В целом чехи готовы поддерживать экономическое равенство между мужчинами и женщинами, но в вопросах феминизма и движений наподобие #MeToo согласия нет. Станислав Бернард — один из тех, кто не поддерживает эту проблематику.
— То, как ведётся эта компания, движет нас к устранению любой спонтанности между мужчинами и женщинами. Это симптом болезни общества, — считает владелец пивоваренной компании.
Автор публикации: