Управляющий партнер группы компаний «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич рассказал, почему введение минимальной розничной цены на пиво и обязательного минимума акцизных платежей выгодно для отрасли.
– Мы столкнулись с двумя серьезными рисками. Первый – обострилась дискуссия о введении лицензирования и маркировки пива. Уже есть приказ заместителя председателя правительства Александра Хлопонина Минфину проработать этот вопрос. Думаю, всем понятно, чем это грозит пивоваренной отрасли. Пострадают все, от маленьких до больших пивоварен. Кому-то придется закрыться.
– Вторая проблема – демпинг. Ценовая война на пивном рынке ужесточается с каждым месяцем и все больше превращается в самоподдерживающийся процесс, в котором нет победителей. Пивные компании уже обрушили в сознании потребителей ценник, психологически тяжело объяснить человеку, что хорошее пиво не может стоить меньше 80 рублей за литр, когда он может купить в сети-дискаунтере пиво по 40 рублей за литр. В итоге пивовары приближаются к убытку, закрываются магазины разливного пива, которые делают ставку на качество, появляется соблазн делать теневой продукт, чтобы убрать акциз из себестоимости.
– Это классический пример из теории игр. Если бы никто не демпинговал, все участники рынка зарабатывали бы больше. Но как только кто-то начинает занижать цену, всем остальным приходится следовать этому примеру, чтобы сохранить свою рыночную долю.
– Есть решение, которое поможет убить сразу двух зайцев. Давайте предложим правительству: «Вы хотите ужесточить регулирование. Хорошо, но давайте сделаем это по-другому».
– Мое предложение – давайте введем минимальную розничную цену на пиво по аналогии с минимальной ценой на водку и вино. Размер цены можно обсуждать, думаю, справедливым будет что-то между 75 и 90 рублями за литр.
– Плюсов много. С точки зрения бизнеса – остановится падение, отчеты для акционеров будут красивее, у сетей будет меньше рычагов для выкручивания рук.
– С точки зрения государства – это как минимум минус один повод для производства серого пива – больше никакого ценового преимущества таким способом не добиться.
– Дополнительно давайте введем обязательный порог уплаты акциза в год. Например, на уровне 20-25% от годовой производственной мощности оборудования, потому что при меньшей загрузке производства бизнес нерентабелен.
– То есть, если предприятие производит 100 000 дал пива в год, оно обязательно должно уплатить акциз как минимум за 20 000 дал, даже если по итогам года отразило меньший оборот в ЕГАИС. В противном случае акциз должен быть доначислен.
– Конечно, печально, что отрасль дошла до такого состояния, когда сама предлагает, как себя ограничить. Но эти шаги, если они заменят лицензирование, могут пойти пивоварам на пользу.
Автор публикации: