Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам AB InBev Efes Ораз Дурдыев обосновал позицию компании по вопросу введения маркировки и лицензирования алкогольной продукции. Profibeer публикует его комментарий.
На наш взгляд, введение маркировки и системы прослеживаемости для пивоваренной продукции являются избыточными и приведут к увеличению регулирующей нагрузки на отрасль и созданию дополнительных административных барьеров для легального бизнеса.
В качестве основной цели законопроекта была заявлена борьба с незаконным оборотом товаров и повышение конкуренции. В данный момент у государства уже есть все необходимые инструменты для контроля за оборотом товаров. На наш взгляд, повысить эффективность существующего контроля можно за счет устранения несовершенств в существующих системах и процессах.
Вместе с тем в документе не приводится оценка ситуации на российском рынке, в том числе в области незаконного оборота, где, по нашим сведениям, доля фальсификата ничтожно мала. Неясными также остаются и критерии выбора товаров для внедрения или тестирования системы маркировки и прослеживаемости.
Новое регулирование приведет к дополнительным затратам производителей на приобретение специальных знаков, соответствующего оборудования и программного обеспечения, расширение штата сотрудников, доработку учетных систем и производственных процессов. Хотя закон позиционируется как выгодный, в том числе для бизнеса, в проекте четко указано, что эти расходы лягут на предприятия. При этом объем инвестиций со стороны государства остается неясным.
Повышение издержек производителя неизбежно приведет и к увеличению себестоимости товаров и, как следствие, отразится на цене для конечного потребителя. В условиях снижения покупательской способности населения это приведет к обратным последствиям – потребитель будет искать более доступные и часто нелегальные альтернативы. Таким образом, дополнительная мера не только не принесет ожидаемых дополнительных доходов в бюджет, но лишь будет способствовать развитию теневого сектора.
Немаловажным является также того вопрос, как внедрение системы повлияет на конкурентоспособность наших товаров на зарубежном рынке, поскольку в мировой практике нет опыта использования подобной системы прослеживаемости, а учет эффективно осуществляется не поштучно, а по партиям.
Автор публикации: